Микшерный пульт для диджея. Скачать Собираем шести-канальный микшер Схемы микшеров своими руками

Устройства для смешивания звукозаписей и изменения их силы - микшеры часто применяются любителями магнитофона. С их помощью можно частично исправить неудачную прежнюю запись, исполнять различные трюки, особенно наложение нового пения на запись мелодии, исполняемой оркестром.

Простейший микшер вы видите на верхней схеме. У него два входа для подключения двух источников сигналов: например, к первому входу подключен микрофон, а ко второму проигрыватель. Параллельно каждому входу стоит переменный резистор (Ri и R 2). Движки обоих резисторов соединены через постоянные резисторы по 100 ком и подключены к выходной клемме. При перемещении движка резистора Ri на выходных клеммах будет изменяться, например, сигнал с микрофона. Если теперь увеличить сопротивление резистора Ri до максимума, а перемещать дси-жок резистора R 2 , на выходных клеммах появится сигнал с проигрывателя. Уровень выходного сигнала в обоих случаях будет определяться положением движка соответствующего резистора.

Переменные резисторы для микшера можно взять любого типа, их сопротивление может колебаться в значительных пределах - от 50 ком до 250 ком. Постоянные резисторы могут быть типа УЛМ, ВС, MJIT и другие, сопротивлением от 82 ком до 150 ком.

Детали микшера лучше всего разместить в металлической коробочке, которая будет одновременно служить экраном и предотвращать наводки переменного тока на цепи. На верхней панели укрепите переменные резисторы. На оси резисторов наденьте ручки со стрелкой, а на панели нанесите деления - это поможет быстрее устанавливать нужный уровень записываемого сигнала. На задней стенке укрепите клеммы.

В более сложной схеме микшера (внизу) используется транзистор. Эта схема позволяет не только записывать сигналы одновременно с трех источни

ков, но и усиливать их. У микшера три входа: два предназначены для подключения микрофонов, а один - для подключения звукоснимателя проигрывателя. В принципе к третьему входу можно подключать и другие источники сигнала: выход дополнительного магнитофона при перезаписи магнитофильмов или выход радиовещательного приемника. Каждый вход микшера соединен через постоянный резистор с движком своего переменного резистора. Для микрофонных входов сопротивление постоянных резисторов выбрано по 47 ком, а для входа звукоснимателя это сопротивление составляет 4,7 мгом, поскольку уровень сигнала от звукоснимателя значительно превышает сигнал с микрофона и его нужно ослабить. Верхние по схеме выводы переменных резисторов соединены вместе и подключены к усилительному каскаду, собранному на транзисторе Tj. Нагрузкой каскада является резистор R 8 , с него сигнал подается через электролитический конденсатор С 2 на выходные клеммы. Режим работы транзистора задается резистором R 7 .

Питается микшер ог батареи Б напряжением 3 в. Здесь можно использовать два последовательно соединенных элемента ФБС-0,25 или малогабаритные аккумуляторы типа Д-0,1, Д-0,2 и другие источники постоянного тока. Каскад работает в экономичном режиме, поэтому указанных источников питания хватит на несколько месяцев. Питание подается иа схему через выключатель.

Несмотря на то, что покупка профессионального ди-джейского оборудования в России больше не является проблемой, все равно находится энтузиасты, создающие микшеры, проигрыватели и усилители своими руками. Кто-то переделывает обычный советский проигрыватель граммпластинок в ди-джейскую "вертушку", а Владимир Муллонен, также известный как DJ Кудрявый, пошел по несколько иному пути и собрал ди-джейский кассетный проигрыватель с микшером.

Вот, что поведал нам автор устройства о своем творении: "Примеро 9-10 лет назад, когда я еще учился в школе, был у меня кассетный магнитофон и достаточно много аудио-кассет с любимой музыкой. Слушая миксы различных артистов, я думал, как им удается создавать такой ровный и красивый переход между треками?

Однажды вечером я увидел небольшой динамик, выкрученный откуда-то и теперь валяющийся без дела. Я подумал: "что будет, если я подключу к нему сразу два магнитофона?" Я выпросил у родителей второй магнитофон, разобрал их, вывел по два проводка и подключил их к динамику. В этот момент я родился как ди-джей - вся прочь прошла за проигрыванием допотопного, нескладного, но все же настоящего микса!

Первый мой микшер также был прост до безобразия – кусок фанерки, 2 резистора (регулировки громкости), 4 проводка на входе, 2 на выходе. Шло время - я иногда усовершенствовал пульт, добавляя сначала просто светодиоды, мигающие под музыку, а потом специальные платы для индикатора уровня сигнала. Пытался я и вставить прямо в пульт и питч-контроль, и еще много чего. Пульт МВ – 7 был последним моим изобретением. Как-то летом, на отдыхе, я подумал, что нужно все свести в один корпус. Приехав, я разобрал магнитофоны, вынул все внутренности – плату, лентопротяжные механизмы, блоки питания. Вырезал корпус из фанеры, купил две платы с трехполосным эквалайзером (до этого эквалайзеры били встроены в магнитофоне), фейдеры и кроссфейдер, плату для микрофона. Из маленьких компьютерных колонок я вынул плату и сделал ее блоком для «отслушки» , т.к. они имели свой усилитель и выход на наушники. Еще одной особенностью пульта было то, что он нес в себе достаточно мощный усилитель, основанный на двух микросхемах TDA 2050 – выходной мощностью около 35 Ватт, т.е. к нему можно было напрямую подключать колонки и громкость была примерно как у музыкального центра. И был предусмотрен дополнительный вход для подключения еще одного проигрывателя. Нажимая на кнопку «пауза» и имея две маленькие отверточки можно было «скретчить».

На этом пульте я провел примерно 5 школьных дискотек, проиграл дома примерно полгода. На нем я действительно научился играть, причем довольно здорово - когда я первый раз встал за настоящие вертушки, то свел все как нужно раза с третьего. Теперь я ди-джей уже с почти семилетним стажем. Играю хорошую музыку, с винила и дисков".

От себя мы хотим пожелать талантливому конктруктору успехов в его творческой деятельности и карьерного роста, а также порадоваться за то, что не перевелись еще в стране настоящие фанаты своего дела.

И, напоследок, технические характеристики кассетного стерео Dj - пульта МВ – 7:

Питание - от сети 220 в.

Выходная мощность - 2 * 15 Ватт (в сумме 30)

3х – полосный эквалайзер на каждый канал. Вч, Сч, Нч.

Фейдеры на каждый канал

Кроссфейдер

Индикаторы уровня сигнала по входу на каждый канал.

2 независимых лентопротяжных механизма, перемотка вперед-назад, пауза, play, стоп.

Регулировка скорости (pitch – контроль) на каждый канал.

Микрофонный усилитель, позволяющий усиливать сигнал с микрофона, до выходной громкости.

Дополнительный вход RCA, для подключения проигрывателя.

Собираем шести-канальный микшер.

Искал в сети схему какого-нибудь не сложного в изготовлении микшерного пульта, но ни одной полноценной статьи по этому поводу не попалось, ну может не там искал или не достаточно приложил к этому усилий. На одном из форумов попалось несколько снимков платы в сборе одного варианта микшера, и вид разводки платы. Схема заинтересовала, поэтому по имеющимся изображениям решил накропать печатку в программе Sprint Layout. Начнем пожалуй с принципиальной схемы:

Схема оказалась не сложная, собственно сам микшер построен на широко распространенной микросхеме TL072, их в схеме две, и на третьей (TDA2822M) собран усилитель для подключения наушников. Всего в микшере 6 каналов, два из них предназначены для подключения динамических микрофонов, четыре остальных – линейные входа.

Питание схемы микшера осуществляется от однополярного стабилизированного источника с напряжением 12 Вольт.

Лейка, получившаяся у нас в результате переделки исходных изображений платы:

Фото-вид печатной платы микшера LAY6 формата:

Обращаем ваше внимание, в верхней трети изображения платы между крайними тумблерами расположен сдвоенный переменный резистор ALPS RK09K12C dual init Vertical 0,03W (20...50k) , его вид и габариты представлены ниже:

Приобрести такой переменник оказалось довольно сложновато, в связи с чем на печатной плате между точками A-A и B-B можно поставить перемычки, тем самым отказаться от регулировки уровня входного сигнала, поступающего на усилитель для наушников, либо установить внешний потенциометр и соединить его с печатной платой гибкими проводами.

И еще один нюанс, выше тумблера включения питания и светодиода расположен разъем для наушников вертикального исполнения с лепестками контактов распооженными вниз, которыми он жестко приваивается к дорожкам платы. Подобный тоже найти сложновато, и его так же можно заменить на внешний, с креплением непосредственно к корпусу устройства.

В остальном, я думаю, сложности возникнуть не должно, если детали исправны и нет косяков в монтаже, микшер заработает без каких-либо дополнительных настроек.

Вид собранной платы взят из картинок исходников:

Плата выполнена на одностороннем фольгированном стеклотекстолите размером 128 х 220 мм.

С помощью переключателей S1A/B...S6A/B выбирается подключение входов микшера к входу усилителя для наушников, то есть тумблерами S1A/B и S2A/B подключаются входы микрофонов MIC1 и MIC2 соответственно. Тумблерами S3A/B, S4A/B, S5A/B и S6A/B подключаются четыре линейных входа.

Размер платы 122 х 218 мм.

Размер файла-архива – 1 Mb.

Микшер

Микшер можно использовать для озвучивания любитель­ских фильмов, на дискотеках, в музеях и туристических авто­бусах, т. е. там, где диктор должен давать пояснения, не пре­рывая исполнение музыкального произведения. Другое приме­нение микшера - собственное исполнение любимых произве­дений под фонограмму - караоке. Причем в качестве источников программ используются обычные стереофониче­ские кассеты и компакт-диски с записью певцов.

Схема микшера приведена на рис. 4.10. Он имеет три вхо­да - микрофонный и два линейных. К микрофонному входу подключается динамический микрофон с сопротивлением 600 Ом. Входное сопротивление линейных входов «Линей­ный 1» и «Линейный 2» - 220 кОм. Для обеспечения автоматического понижения уровня музыкальной программы при по­ступлении сигнала на микрофонный вход используют вход «Линейный 1». Стереофонический сигнал с источника музы­кального сопровождения поступает через делители R2, R9, R6, VT1 и R3, R10, R4, VT2 на входы сумматоров, выполнен­ных на ОУ DA1.2 и DA1.3. Транзисторы VT1, VT2 включены в качестве переменных резисторов, управляемых напряжением. Сопротивление коллектор-эмиттер транзисторов VT1, VT2 за­висит от уровня напряжения на их переходах база-эмиттер. Постоянное напряжение на включенные параллельно базо-эмиттерные переходы транзисторов VT1, VT2 поступает с двухполупериодного выпрямителя на диодах VD1, VD2. Пере­менное напряжение с выхода микрофонного усилителя на ОУ DA1.1 (вывод 1) поступает на дополнительный усилитель на ОУ DA1.4 и далее через цепочку С8, R21 на выпрямитель VD1, VD2. При чтении дикторского текста транзисторы VT1, VT2 открываются и на входы сумматоров DA1.2, DA1.3 посту­пает только часть сигнала со входа «Линейный 1». Время сра­батывания определяется произведением R21C11, время восста­новления зависит от величины емкости конденсатора СИ. Ав­томатический режим работы микшера может быть выключен переключателем SA2.

Номинальный входной уровень линейных входов 0,5...0,8 В. Выходное сопротивление микшера менее 100 Ом, что позволяет подключать к нему практически любой УМЗЧ или магнитофон.

Коэффициент усиления по микрофонному входу около 50 дБ, подбором резистора R14 он может быть уточнен для используемого микрофона. Резисторы Rl, R24, R25 служат для устранения щелчков при подключениях к разъемам XS1 и XS4. Конденсаторы С1-С8 переходные, резисторы R22, R23 образуют искусственную среднюю точку, необходимую для питания ОУ от однополярного источника напряжения.

В режиме «Стерео» ОУ DA1.2 и DA1.3 играют роль много-входовых сумматоров соответственно левого и правого кана­лов. Суммируются сигналы с двух линейных входов и с выхо­да микрофонного усилителя DA1.1. Коэффициент передачи микшера по всем входам составляет -1.

Режим «Караоке» устанавливается переключателем SA1. Здесь используется тот факт, что в большинстве стереофониче­ских записей голос певца располагается в середине кажущего­ся источника звука, т. е. равномерно и синфазно распределен в правом и левом каналах записи . При включении SA1 сум­мирование сигналов осуществляется на ОУ DA1.3, а ОУ DA1.2 работает в режиме инвертора. В результате осуществляется вы­читание синфазных сигналов в обоих каналах, приводящее к практически полному подавлению голоса певца в фонограмме.

Сигнал левого канала со входа «Линейный 1» (или «Линей­ный 2») подается на инвертор, выполненный на ОУ DA1.2. Коэффициент передачи равен R15/(R2+R9) для входа « Линейный 1» R 15/R7 и для входа «Линейный 2», R15=R2 + R9, R15 = R7.

На входы сумматора DA1.3 поступают сигналы с инвертора DA1.2 (резистор R16), правого канала источника сигнала (резисторы R3, R10 или R8 в зависимости от выбранного входа), а также с микрофонного усилителя DA1.1 (резистор R18). Синфазные (одинаковые) сигналы левого и правого каналов в результате наличия инвертора DA1.2 вычитаются, остальные суммируют­ся с сигналом микрофонного усилителя и с выхода DA1.3 (вы­вод 8) через разделительный конденсатор С7 поступают на оба контакта разъема XS4. Выходной сигнал в режиме «Караоке» монофонический.

Основная часть деталей, кроме входных и выходных разъ­емов, размещена на печатной плате из односторонне фольгированного стеклотекстолита толщиной 2 мм (рис. 4.11). ОУ DA1 кроме указанного на схеме может быть С индексом А. Транзисторы VT1, VT2 желательно подобрать с одинаковым коэффициентом передачи h2ia = 100. ..350. Конденсатор С4 ти­па К10-17, К73-17, оксидные конденсаторы - К50-35. Перед монтажом необходимо отобрать резисторы из соотношений R2 + R9 = R7 = Rll = R15; R3 + R10 = R8 = R16 = R17 = R18 с точностью 2...5%. Переключатели SA1, SA2 малогабаритные зарубежного производства. Перед изготовлением печатной пла­ты обязательно уточните шаг имеющихся у вас переключате­лей и при необходимости скорректируйте рисунок печатной платы. Разъемы XS1-XS4 типа Jack 3,5 с винтами для креп­ления, причем XS1 монофонический, остальные - стереоф о нические.

Печатная плата микшера помещена в корпус из дюралюми­ния толщиной 1,5 мм размером 80 мм (ширина), 30 мм (высо­та) и на 85 мм (глубина). Корпус представляет собой два П-образных уголка, скрепленных втулками, на которых закрепле­на также печатная плата устройства.


Налаживание микшера начинают с проверки режимов ра­боты по постоянному току. На всех выходах ОУ (выводы 1, 7, 8 и 14) должно быть напряжение, равное половине напряже­ния питания.

Далее подключают микрофон к входу XS1 микшера, а к входам XS2, XS3 - источники программ (тюнер, магнитофон, проигрыватель компакт-дисков и т. п.). Выход XS4 соединяют с усилителем мощности звуковой частоты. Переключатель SA1 устанавливают в положение «Стерео», а переключатель SA2 - в положение «Авт». Требуемый коэффициент усиления по микрофонному входу подбирается регулировкой сопротив­ления резистора R14.

Проверяют работу микшера в автоматическом режиме. По­дают на вход XS2 музыкальное сопровождение. При разговоре в микрофон уровень громкости музыкального сопровождения уменьшается, музыка как бы отступает на второй план. Уровень громкости музыкального сопровождения может быть изменен подбором резисторов R4, R6 (одинакового номинала). При уста­новке переключателя в положение «Выкл» уровень музыкаль­ного сопровождения должен оставаться постоянным вне зависи­мости от того, разговаривают перед микрофоном или нет.

В завершении проверяют работу микшера в режиме «Ка­раоке».. Переключателем SA1 устанавливают данный режим. На вход (XS2 или XS3) микшера подают стереофонический сигнал с записью исполнения певца. Убеждаются в том, что голос исполнителя подавлен, и проверяют возможность испол­нения произведения перед микрофоном. Если уровень подав­ления голоса в музыкальном произведении недостаточен, сле­дует точнее подобрать сопротивление резистора R16. Для этого вместо него включают цепочку из постоянного резистора 200 кОм и подстроечного 47 кОм. После регулировок измеря­ют сопротивление цепочки из резисторов и заменяют предва­рительно подобранным резистором, сопротивлением как мож­но близким к найденному. На этом налаживание микшера можно считать законченным.

Микшерный пульт предназначается для смешивания нескольких аудио сигналов. К примеру, его применяют, если нужно озвучить любительский фильм, или требуется голосовое сопровождение дискотеки, для экскурсоводов, для караоке, чтобы подключить музыкальный инструмент к компьютеру и т.д. Микшер используется при звукозаписи и для проведения концертов, когда звукорежиссеру требуется выставить оптимальные параметры звука для зала. Исходя из сказанного, понятно, что данный аппарат является незаменимым, и использование его многогранно.

В продаже имеется огромное количество моделей, как для профессионалов, так и для обычных пользователей. Но для начинающих музыкантов или просто любителей караоке цены на аудио оборудование кажутся достаточно высокими. Поэтому для домашнего использования микшер можно сделать своими руками.

По своей сути, микшерные пульты бывают двух основных типов.

  1. Пассивные , которые не имеют в своей конструкции усилительного модуля. Такие устройства предназначены для работы над уже усиленным сигналом. Пассивные пульты используются в случаях, когда необходимо смешать несколько сигналов с высоким уровнем, поскольку они работают только на ослабление сигнала.
  2. Активные, которые имеют блок усиления и работают с сигналами низкого уровня, то есть не усиленными. Поступающий на вход аппарата сигнал усиливается предусилительным модулем. Также, благодаря источнику питания, в таких устройствах есть возможность применять микросхемы и транзисторы, что заметно расширяет их функциональность, если сравнивать с пассивными пультами.

Активные микшеры с успехом применяются в студиях, на концертах, где решают различные задачи по обработке и усилению сигнала, его индикации и коммутации, а также для фантомного питания микрофонов (конденсаторных). Именно активные модели получили набольшее распространение. Некоторые из них имеют встроенный процессор цифровых эффектов , который еще больше расширяет возможности звуковой аппаратуры.

Как сделать активный микшер

Простейший самодельный микшер, притом активный (с усилителем мощности), можно спаять при определенных навыках за 20 минут. Схема его довольно проста и приведена на следующем рисунке.

На коэффициент усиления в данной схеме влияет отношение сопротивления, которое имеет резистор R7 к сопротивлению источника сигнала. Если вам 5-ти входов мало, то увеличить их количество просто: к конденсатору
C1 нужно подключить требуемое число резисторов, как постоянных, так и переменных (по желанию).

Транзисторы, приведенные на схеме, вполне заменяемы транзисторами с маркировкой КТ315Б или с маркировкой КТ342Б.

Как делать пассивный звуковой пульт

Пассивный микшерный пульт не требует питания, и его конструкция является настолько простой, что даже начинающие радиолюбители смогут его спаять. Если посмотреть на электросхему устройства, то становится понятно, что в основе данного пульта лежит резистивный принцип . Аппарат способен смешивать 2 сигнала, которые поступают от микрофонного входа X1 (несимметричного) и от входа Х2, к которому может быть подключен внешний источник.

Вход X1 является низкоомным с чувствительностью около 2-3 мВ. К этому входу можно подключать разного рода низкоомные источники: звукосниматели, гитарные адаптеры и прочие. Также его можно использовать для микрофона. Вход X2 имеет чувствительность около 150 мВ. К нему обычно подключаются линейные выходы плееров, тюнеров и т.д.

Суммируемый сигнал, приходящий от обоих источников, снимается с помощью резистора R5, после чего он поступает на выход (X3) к устройству записи или воспроизведения.

Для работы данной схемы питание не требуется . Для достижения минимального уровня шумов все элементы должны быть хорошо экранированными. За счет незначительных помех, которые могут образовываться между каналами, соотношение сигнал/шум – является приемлемым. Контакты переменных резисторов R1 и R2, которые являются подвижными, объединяются через 2 резистора – R3 и R4. Это уменьшает их влияние друг на друга во время смешивания.

Следует обратить внимание на то, что у резисторов (переменных) R5, R1 и R2 металлические корпуса, и они должны быть соединены как между собой, так и с корпусом гнезда X1. Кроме этого, они соединяются с общим проводом схемы, а также с корпусом микшера. Для этой схемы рекомендуется использовать тип переменных сопротивлений , не круглых, в которых регулятор движется прямолинейно. Это делается, в большей степени, для удобства, чтобы визуально оценивать положение регулятора, и определять таким образом уровень сигнала.

Двухканальный звуковой пульт

Данный микшер является двухканальным и монофоническим. Двухканальный пульт может применяться для озвучивания различных мероприятий, фильмов, а также для смешивания сигнала, исходящего от разного рода музыкальных инструментов.

В конструкции звукового пульта применена одна микросхема, состоящая из двух усилителей . Один усиливает сигнал, поступающий от микрофона, а другой работает в схеме сумматора. Для регулировки входящих сигналов в аппарате применяются потенциометры, обозначенные на схеме P1, P2, P3.

Выходной сигнал подвергается регулировке потенциометром P4. В случае, если у вас появится желание подводить ко входу аппарата стереофонический сигнал, то сигналы, идущие от двух каналов (левого и правого), необходимо объединить со входом микшера. Сделать это можно с помощью внешних резисторов (10 кОм).

Для питания устройства можно использовать любой источник на 12V. Важно, чтобы микросхема AN7809 была установлена на радиаторе.

Перечень всех радиодеталей и их номиналы приведены в таблице ниже.

Как сделать печатную плату

Самый простой способ изготовления печатной платы – это с применением утюга и распечатанного на лазерном принтере изображения. Если вы не являетесь обладателем лазерника, изображение можно распечатать в любом салоне, где оказываются полиграфические услуги.

Важно, чтобы изображение было нанесено на бумагу тонером — порошком, применяемым только в лазерных принтерах и ксероксах.

Также потребуется приобрести текстолит , лучше однослойный. Продается он на радиорынке либо специальном в магазине, торгующим радиодеталями. Но, для начала, печатную плату нужно спроектировать. Для этой цели используется разное программное обеспечение, которое может в автоматическом или ручном режимах произвести расчет и прорисовку дорожек платы. Рекомендуется воспользоваться программой DipTrace , которую необходимо скачать из интернета. С помощью данной программы возможно создавать, кроме печатных плат, принципиальные схемы. Окно программы выглядит, как на рисунке ниже. На нем можно увидеть и готовый макет будущей печатной платы.


Очень важно после обезжиривания фольгированной поверхности не прикасаться к ней пальцами. В противном случае, придется снова обезжиривать фольгу. Браться можно только за края заготовки.

На следующем этапе потребуется соединить заготовку и распечатанную на бумаге схему.

  1. Вырежьте кусок бумаги с напечатанным чертежом таким образом, чтобы вокруг него был запас для заворачивания.
  2. Наложите изображение чертежа на заготовку (рисунком на фольгу) и заверните излишки бумаги, которые можно закрепить малярным скотчем. В результате вы получите конвертик, как на рисунке ниже.

  3. Возьмите утюг (марка и модель не имеет значения) и на терморегуляторе выставьте максимальный нагрев.
  4. Положите разогретый утюг на конвертик, разумеется, на ту сторону, где нет скотча. Начинайте легкими движениями проглаживать бумагу. Нажимать на утюг следует с умеренным усилием, иначе тонер растечется и размажется по заготовке. Если прижимать слабо, то тонер плохо прикипит к фольгированному слою заготовки. Прогрев нужно производить равномерно, по всей площади заготовки. Особенно следует хорошо прогревать края, где повышен риск отслаивания тонера, по причине недостаточного прогрева. О том, что прогревание можно остановить, свидетельствует пожелтение бумаги, а также проступание на ней очертаний схемы.

  5. Отключите утюг и дайте конвертику остыть около 10 минут.
  6. Возьмите подходящую по размеру емкость и налейте в нее горячей воды. Температуру жидкости можно определить рукой: если вода горяча настолько, что в ней долго руку не удержишь, значит, температура является подходящей.
  7. Опустите конверт с заготовкой в жидкость примерно минут на 15-20. Если у вас из крана течет горячая вода, то ее можно и не отключать.
  8. После замачивания необходимо, прилагая максимальную аккуратность, отделить бумагу от фольги. Прилипшие куски бумаги нельзя соскребать. Их нужно аккуратно скатывать пальцами.
  9. Возьмите фен и хорошо просушите заготовку.



  10. На следующем этапе необходимо удалить участки фольги без рисунка, то есть протравить плату . Для этих целей принято использовать хлорное железо. Продается оно в банках, выглядит, как ржавая кашица, имеет неприятный запах и разводится при тщательном перемешивании теплой водой. Раствор делается из расчета 100 г воды + 100 г кашицы. Жидкости можно добавить и меньше, главное, чтобы раствор полностью покрывал заготовку.
  11. Погрузите заготовку в подготовленный раствор. В среднем, травление длится около 20 минут. На время травления влияет концентрация раствора, а также размеры погруженной детали. При этом очень важно помешивать раствор стеклянной или пластиковой палочкой или покачивать ванночку. Если есть возможность, поставьте емкость в теплую воду и меняйте ее по мере остывания, чтобы раствор не стал холодным. Если через указанный промежуток времени вы заметили недостаточную протравку, то необходимо увеличить концентрацию раствора, добавив в него немного хлорного железа.
  12. После удачной протравки извлеките плату из раствора, промойте ее под проточной водой и высушите.

  13. Смочите ватный диск ацетоном и удалите все остатки тонера с платы.

  14. Теперь очищенную от тонера плату с дорожками необходимо просверлить, чтобы можно было в эти отверстия вставить ножки радиодеталей. Для отверстий можно использовать сверло диаметром 0,9 мм. Конечно же, диаметры выводов необходимо устанавливать на стадии проектирования, чтобы потом не переделывать работу.
  15. Заключительным этапом будет лужение дорожек . Делается это с помощью жидкого флюса (30% спиртовой раствор канифоли). Нагрейте паяльник и, набирая на жало минимум припоя, пройдитесь им по всем дорожкам. Должно получиться, как на следующем фото.

На этом изготовление печатной платы можно считать завершенным.

Как сделать корпус для микшера

Корпус для звукового пульта можно изготовить своими руками из любого материала, поддающегося легкой обработке: пластика, пластмассы, оргстекла, текстолита и т.д.

Все детали вырезаются с учетом размеров печатной платы и расположения регуляторов, гнезд, которые будут выходить наружу. Стенки короба удобно соединять при помощи клеевого пистолета. Далее, проделайте следующее.

Если ваша схема микшера предусматривает установку линейных регуляторов и таких же индикаторов, то пазы прорезаются на верхней крышке короба.

На этом изготовление корпуса для микшера заканчивается.